Материалы, размещенные на данной странице, взяты из книги "Чехов в школе: Книга для учителя" / Авт.- сост. И.Ю. Бурдина.- М.:Дрофа, 2001"
Здесь выбрана лишь небольшая часть из указанной книги. Книги серии "Писатель в школе" предназначены для учителей-словесников. В них содержится поурочное планирование, конспекты уроков, анализ произведений и много дополнительного материала. Данное пособие использовалось мной при подготовке к работе. Советую Вам тоже приобрести его, если это возможно.

А.П. Чехов. Материалы к уроку
Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад»
Внеклассная работа:
Литературная игра по творчеству А. П. Чехова
А.П.Чехов в иллюстрациях художников
Фотоальбом о жизни А.П. Чехова
А.П. Чехов. Материалы к уроку

chehov ap
Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества в школьном курсе литературы оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души.
 
Выделяются следующие литературоведческие проблемы, изучаемые на материале чеховских произведений: 5-6 классы – понятие о комическом, жанр юмористического рассказа; 7 класс – соотношение юмора и сатиры, жанр сатирического рассказа, способы создания сатирического образа; 9 класс – разграничение понятий «автор – образ – читатель», выяснение роли художественной детали.
 
Ученики 5-9 классов легко и быстро усваивают новый материал, но подвижность современных подростков требует разнообразить формы проведения уроков. Чеховские произведения дают возможность для максимального самовыражения учеников и развития у них навыка устной и письменной речи.
 
Программа полной средней школы (10-11 классы) предполагает историко-литературное освещение материалов, благодаря чему в центре внимания оказывается личность писателя и историко-литературный процесс. Одной из основных задач, решаемых на уроках литературы, следует считать формирование интереса к особенностям индивидуального стиля Чехова.
 
Жизнь и творчество А.П. Чехова
Феномен Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа непонятен и до сих пор до конца не разгадан. Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?

Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач. О ком пишет Н.А.Некрасов? О тех, запятая, «кому на Руси жить хорошо?». О ком пишет А.Н.Островский? О купцах Замоскворечья. О ком пишет А.П.Чехов? О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара.

Все это было и в Таганроге. Но мало нашлось бы в ту пору в России городов, лицом своим обращенных к морю. Таганрог как морской порт почти на столетие старше Одессы и к  середине XIX века играл значительную роль в морском грузообороте страны.
С началом навигации, а она затихала лишь на несколько зимних месяцев, с появлением на таганрогском рейде множества судов из всех стран Средиземноморского бассейна население города увеличивалось на 10 с лишним тысяч человек.  Это были люди не из глухой российской провинции, а народ бывалый, повидавший Стамбул и Александрию, Салоники и Коринф, Неаполь, Геную и Марсель.

На улицах звучала разноязыкая речь. Здесь жили греки, турки, французы и итальянцы, испанцы и англичане. Особую роль в жизни Таганрога играла греческая диаспора. Греков было много: торговцы и банкиры, попы и гимназисты, мастеровые и подмастерья. Наряду с русскими улицы города украшали и греческие вывески.

И уж совсем необычен для русской провинции был городской театр. Периодически на его сцене гастролировала итальянская опера. Таганрожцы были знакомы с операми В. Беллини, Дж. Россини и Дж. Верди… По вечерам на улицах города можно было услышать арии из популярных итальянских опер.
По мнению А.П. Чехова, в Таганроге лишь «пахло Европой», но повседневная жизнь практически мало чем отличалась от подобных портово-рыбацких городков Средиземноморья.

Дом на Полицейской улице, где жила семья Чеховых, был маленький, белен снаружи и внутри, 3 комнаты общей площадью 23 квадратных метра, а в 1874 году они поселились в собственном доме. Отец Антона Павловича был человеком крутого нрава, детей воспитывал в послушании, трудах и молитве. Ничто не могло изменить взглядов Павла Егоровича на внутрисемейное устройство, воспитание и образование детей.
Дети росли покорными и тихими: домашнее богослужение, церковный и домашний хор, в в котором они пели, лавка, в которой трудились все домашние от зари до зари, уроки домашние и гимназические – все это отнимало силы и время, отбивало охоту к шалостям. И все-таки детей учили уму-разуму подзатыльниками, розгами и не по злобе или вредности характера, но с искренней верой и по глубокому убеждению. Так было всегда, так растили и воспитывали и Павла Егоровича и его отцов и дедов.

Эта воспитательная система угнетала от природы богатые задатки, заложенные в детях, и, чтобы вырастить их по своему разумению, он вынужден был просто-напросто сломать их. Ему виделись сыновья-коммерсанты, сыновья-купцы… По воспоминаниям Михаила Павловича Чехова, «Павел Егорович хотел дать детям самое широкое образование, но, как человек своего века, не решался на чем-то остановиться, решил, что детей надо пустить именно по греческой линии…В Таганроге была греческая школа и отец отдал туда учиться трех своих сыновей – Александра, Николая и Антона, но методы преподавания отца не устроили и он перевел их в местную классическую гимназию».

Отец Чеховых постоянно отвлекал своих детей от занятий для того, чтобы они заменяли его, работая продавцами в лавке. Там царил леденящий холод, выполнять уроки в такой обстановке не было никакой возможности. Это все негативно сказывалось на здоровье и на итогах учебы. В начальных классах именно по этой причине будущий корифей литературы числился в отстающих учениках. Лишь после отъезда отца в Москву Антон перешел в разряд прилежных учеников.

Свое «главное» образование, ставшее основой всей будущей литературной деятельности, Антон Чехов получил за стенами таганрогской гимназии. То, что было ненавистно в детские и отроческие годы, составило практически весь багаж чеховского мироощущения. Это и стало поистине неисчерпаемым источником сотен и тысяч микросюжетов, сценок и зарисовок. В той или иной мере все, что впитала детская душа, неосмысленно запомнила и спрятала в глубины подсознания, проявилось в последующие годы в повестях и рассказах, драматургических произведениях Чехова…
Центр жизни семьи Павла Чехова – лавка. Это своеобразный клуб, куда приходят узнать новости, поговорить о жизни, попутно произвести покупки, выпить рюмку водки. И перед юным Чеховым в бытовой непосредственной обстановке прошла вся галерея человеческих типажей: духовенство, чиновники казенной и судейской палат и их жены, учителя и приказчики, полицейские, торговые маклеры, ремесленники и рыбаки, извозчики и кухарки, просто прохожие.

Разные люди – разная речь. Таганрог впитал в себя, переварил и произвел великое смешение языков: русского и украинского, греческого и турецкого, - родив нечто самобытное, более нигде не встречающееся. Пройдут годы, и таганрогская многоголосица зазвучит со страниц чеховских произведений, таких как «Из дневника помощника бухгалтера» (1883 год), и «Поленька» (1887 год), и «История одного торгового предприятия» (1892), и многих других произведений.

Без знания церковнославянского языка, религиозных текстов, порядка церковного и домашнего богослужения было бы не возможно появление на свет многих чеховских рассказов: «Канитель» (1885), «Кошмар» и «Панихида» (1886), «На страстной неделе» и «Перекати-поле» (1887), «Студент» (1894), «Убийство» (1895) и др.

По воспоминаниям М.П.Чехова, в 1876 году отец окончательно закрыл свою торговую лавку и, чтобы не сесть в долговую яму, бежал в Москву к двум старшим сыновьям… За старшего уже официально стал Антон. В 16 лет Антон Чехов остался на развалинах семейной крепости, которую отцу достроить так и не удалось. Помощи ждать было неоткуда. Антон не только не согнулся под бременем обрушившихся на семью невзгод, не пал духом, но и быстро возмужал, стал ровнее и лучше учиться.

В Таганроге он прожил в одиночестве 3 года, 3 старших класса гимназии. Эти трудные годы жизни Чехова имели очень важное, если не решающее значение. Под гнетом нужды и потерь как-то сразу ушла юность и настала пора взрослых решений. Чехов в эти годы серьезно обдумывал дела семьи, старался понять, чем он ей обязан и каков его долг перед ней.

Разорение родительского гнезда, распродажа за копейки годами нажитого домашнего скарба оставили глубокий, на всю жизнь, след в душе будущего писателя. Этот след виден и в последнем сочинении писателя – пьесе «Вишневый сад» (1903), а до него – в рассказах: «Безотцовщина» (1878), «Чужая беда» (1886), «У знакомых» (1898).

Вероятно, именно в эти годы Антон Чехов стал завзятым театралом, хотя страсть к драматическому искусству проявилась в нем рано.
В театре Чехов смотрел все. Первым спектаклем, который он увидел в тринадцатилетнем возрасте, была оперетта Жана Оффенбаха «Прекрасная Елена». Его занимали пьесы современных модных драматургов, русская и мировая классика. Гимназист Чехов был вхож и за кулисы театра. Именно в таганрогском театре он познакомился с типами провинциальных актеров, изображенных в его рассказах: «Барон» (1882), «Комик» (1884), «После бенефиса», «Сапоги», «Средство от запоя» (все – 1885), «Юбилей» (1886).

Многие заглавия чеховских рассказов «списаны» с театральных афиш: «Перед свадьбой» (1880), «Рыцари без страха и упрека» (1883), «Месть женщины» (1884), «Павлин в вороньих перьях» (1885). Некоторые пьесы, водевили, сценические зарисовки будут играть чеховские герои в «Лишних людях» (1886), в «Страдальцах» и «Душечке» (1898).
Рассказ о таганрогском периоде жизни Антона Чехова будет неполным, если не коснуться еще одной составляющей будущего творчества писателя. Природа для Чехова – важная часть его существования. Для него любая перемена погоды – явление. В своих рассказах он показал глубокое влияние состояния природы на психику человека. Человек «оприрожен», природа – «очеловечена».

В летние каникулы Антон с братьями ездили за 60 верст от Таганрога в деревню к деду. Дед с внуками объезжал на дрожках поля, огороды, тока. Братья ловили бреднем рыбу, раков. Два лета провел Антон на хуторе родителей Пети Кравцова, у которого был репетитором. Там научился он и ездить верхом и ходить на охоту. Там уже начиналась угольная и железнодорожная лихорадка, слышались звуки сорвавшейся в шахте бадьи «Вишневый сад» - 1903, строились железнодорожные насыпи «Огни» - 1888 и катился сам собою оторвавшийся от поезда железнодорожный вагон «Страхи» - 1886.  Воспоминания впечатлений тех лет в той или иной мере звучат в рассказах: «29 июня» - 1882, «Счастье» - 1887, «Красавицы» - 1888, «Крыжовник» - 1898.

Во время таких поездок и пребывания на степных просторах Приазовья у Чехова сформировалось отношение к живой природе как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах «деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают как люди («Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх»). Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят».
Писательская эволюция Чехова началась с пьесы «Безотцовщина», написанной почти за год до окончания гимназии – в 1878 году. В ней заложено уже многое из будущей чеховской драматургии, вообще из будущего Чехова.

Учеба в гимназии подошла к концу. Сданы выпускные экзамены (пятерки по немецкому, французскому, географии, Закону Божьему). И 15 июня 1879 года получен аттестат зрелости, а 8 августа Чехов уже в Москве.

Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко: крайне сложные внутрисемейные отношения, разорение отца, годы лишений и беспросветной нужды. На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.
В наибольшей мере решению данной задачи способствовал именно медицинский факультет, предметом изучения которого был человек во всех своих проявлениях: анатомия, физиология, психика.

В марте 1880 года, в десятом номере журнала «Стрекоза» появилось в печати первое произведение Чехова «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?» с подписью «Антоша» и с тех пор началась его непрерывная литературная деятельность.
В 1884 году подошли к концу занятия в Московском университете, и в середине лета молодой врач Антон Чехов отправился в Звенигород в качестве заведующего больницей на время отпуска ее врача. Там Чехов попал в самую гущу провинциальной подмосковной жизни: заведовал больницей, в качестве уездного врача принимал больных, по поручению местной администрации ездил на вскрытия, был экспертом в суде. Медицинская практика давала пищу и для литературных опытов.

В сюжете значительного числа произведений Чехова были использованы реальные случаи «из практики уездного врача»: «У постели больного» - 1884, «Палата № 6» - 1892, «Черный монах» - 1894, «Случай из практики» - 1898, «Ионыч» - 1898 и многие, многие другие.
Вхождение в большую литературу у А.П.Чехова растянулось на 6 долгих лет. Вся первая половина восьмидесятых посвящена сотрудничеству с множеством больших, маленьких и просто юмористических  журналов, издававшихся в Москве и Петербурге: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Мирской толк», «Свет и тени», «Спутник», «Сверчок», «Осколки», «Новое время» и др. Это была пестрая и шумная журнальная толпа, для большинства крупных писателей того времени представляющая собой «уличную литературу».

Чехов подписывал свои произведения многочисленными псевдонимами: А. Ч-те, Анче, Ант. Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов и другие.
В 1883 году А.П.Чехов впервые поставил свое имя под рассказами «В море» и «Он понял». К этому времени относится и начало многолетних дружеских и деловых отношений с редактором и издателем журнала «Осколки» Николаем Александровичем Лейкиным. Их сотрудничество началось с публикации в «Осколках» юмористической миниатюры «Неудачный визит» и рассказа «Нарвался» в ноябре 1882 года. Через пять лет после этого события Чехов пишет Лейкину: «Осколки» - моя купель, а Вы – мой крестный батька».

В поисках материалов для «Осколков» Чехов исходил вдоль и поперек всю Москву: бывал в полицейских участках, судах, адвокатских конторах, богадельнях, трактирах. В 1884 году в Москве увидел свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». Этот сборник переиздавался 14 раз и вызвал многочисленные отклики в печати. Заговорили о Чехове и «толстые журналы». Эти произведения были замечены такими писателями, как Д.В.Григорович и – несколько позднее – Л.Н.Толстой.

Во время первого посещения Петербурга в декабре 1885 года Чехов познакомился с Дмитрием Васильевичем Григоровичем. А весной 1886 года Чехов получил от него письмо: «…у Вас настоящий талант, - талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения». В августе 1887 года вышел сборник Чехова «В сумерках» с посвящением Григоровичу.

Замысел и создание рассказа «Попрыгунья» относится к концу 1891-началу 1892 года, и напечатан он был в журнале «Север». Появление рассказа в печати вызвало большие толки среди знакомых Чехова и Левитана. Левитан увидел в «Попрыгунье» намек на свои отношения с С.П.Кувшинниковой, и это привело к разрыву между художником и писателем. Левитан, по московским  слухам, даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Ссора затянулась на три года. Лишь в январе 1895 года дружеские отношения Чехова и Левитана были восстановлены.

Алексей Сергеевич Суворин был человеком в Петербурге известным: редактор и издатель одной из популярнейших газет – «Новое время», владелец одной из крупнейших в России книгоиздательских фирм, а кроме того – фельетонист, прозаик, драматург…Чехов познакомился с Сувориным зимой 1885 года и писал брату Александру, как он был поражен приемом, оказанным ему питерцами: Сувориным, Григоровичем, Бурениным…И ему стало жутко, что он писал небрежно, спустя рукава, «…знай я, что меня так читают, я писал бы не так»…

Суворин сыграл и немаловажную роль в присуждении Чехову Пушкинской премии за сборник за сборник «В сумерках». Первые редакторы и издатели чеховских произведений побуждали Чехова писать как можно больше. Суворин первым сказал Чехову, что, когда много пишешь, далеко не все хорошо выходит. Чеховские произведения регулярно печатаются в суворинском «Новом времени». За два месяца 1886 года были напечатаны одни из лучших рассказов писателя: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Святая ночь».

К 1888 году относится начало сотрудничества Чехова с «толстыми журналами». В третьем номере «Северного вестника» публикуется повесть «Степь», которая вызвала разноречивые отклики в печати. Многие сочли ее разрозненным набором степных пейзажей, не поняли новаторства Чехова. Однако такие писатели, как Плещеев, Гаршин, Короленко, высоко оценили первую большую повесть Чехова. Год вхождения в «большую литературу» для Чехова был печально отмечен напоминанием о смерти: погиб молодой Гаршин, от чахотки умер брат Николай, у самого писателя открылось сильнейшее кровохаркание. Надо было спешить: спешить жить, спешить писать…

К концу 1880 года Чехов решает совершить поездку в Сибирь  и на Сахалин. Для себя задачи этой поездки он определяет как изучение жизни каторжных и ссыльных. Наиболее важным он считает не выяснение причин, приведших человека на каторгу, но именно проблему человек и каторга. Чехов ясно представлял себе трудности предстоящего путешествия, но ясно видел свой человеческий долг в том, чтобы приковать к Сахалину общественное внимание.

21 апреля 1889 года он отправляется на Сахалин. Поездка заняла почти три месяца и оказалась невероятно трудной для уже больного туберкулезом писателя. От Москвы до Ярославля поездом; от Ярославля мимо Нижнего и Казани и от Сретенска до Сахалина пароходом; остальные 6000 километров – на лошадях. В первые три дня от поездки на лошадях болели все жилы и суставы, потом привык и никаких болей не чувствовал. Только от неспанья и постоянной возни с багажом, от прыгания и голодовки было кровохаркание, которое портило настроение и без того неважное. В первые дни было сносно, но потом задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги. «Мои большие сапоги оказались узкими…я по грязи и по воде ходил в валенках и…валенки мои обратились в студень». Во время поездки Чехов писал очерки «Из Сибири», которые напечатались в «Новом времени».

11 июля 1890 года Чехов прибыл на Сахалин, где на протяжении трех месяцев вел напряженную работу, изучая жизнь каторжан и поселенцев, быт и нравы местного чиновничества. Он предпринял перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек.
8 декабря Чехов возвратился в Москву и вскоре начал работать над книгой очерков о Сахалине: читал необходимую литературу, приводил в порядок собранные материалы, набрасывал вчерне первые главы. Работа растянулась не на один год: только в 1893 году рукопись была сдана в редакцию «Русской мысли».

«Остров Сахалин» вызвал горячий интерес и живейшее сочувствие современников. Книга Чехова не могла не обратить на себя внимания министерства юстиции и главного тюремного управления, нашедших, наконец, нужным через своих представителей ознакомиться с положением дел на месте. Несмотря на то, что после  публикаций «Острова Сахалина» решительных перемен система России не претерпела, современники писателя считали, что некоторые реформы в области ссылки и каторги, осуществленные в девяностые годы, были проведены отчасти под воздействием книги Чехова.

Впечатления от поездки воплотились в рассказах «Гусев» - 1890, «Бабы» - 1891, «В ссылке» - 1894, «Убийство» - 1895. Но главные результаты поездки не в прямом отражении впечатлений и эпизодах путешествия. Дело обстояло сложнее: характер чеховских произведений постсахалинского периода во многом переменился. В повестях «Дуэль» и «Палата № 6» воплотились размышления Чехова над философскими, общественными и естественнонаучными вопросами. Менялся взгляд Чехова на жизнь, на человека, изменилось внутреннее чувство самосознания, по его словам – «нехорошее». Вероятно, именно это чувство скрывается за чеховским признанием, что все в его творчестве впоследствии было «просахалинено».

Отблеск его на всем написанном в последующие годы. А это «Палата №6», «3 года», «Моя жизнь», «Мужики», «Архиерей».
Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова и ускорила покупку имения под Москвой. 4 марта он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. Он начал серьезно размышлять о благоустройстве усадьбы – творческая деятельность (не только в искусстве) была его стихией. Он сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях, и в своих мечтах был похож на полковника Вершинина из будущих «Трех сестер».

В 1892-93 годах в России свирепствовала эпидемия холеры. Чехов, работая в Мелихово бесплатно участковым врачом, обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь, организовывал медицинские пункты.
Почти 5 лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительству школ: изыскивал средства, придумывая лотереи, подписки, любительские спектакли, призывая на помощь друзей и знакомых. Он вкладывал свои деньги в постройку, ремонт и оборудование школ; сам чертил планы зданий, закупал материалы, следил за ходом строительных работ.

Времени на творчество катастрофически не хватало. Он был вынужден работать по ночам в спальне, придвинув стол к кровати. В Мелихово им было написано более 40 произведений, в числе которых «Палата№ 6», «Дом с мезонином», «Бабье царство», «Остров Сахалин», «3 года», «Случай из практики», «Черный монах», «Студент», «Мужики», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».

Повесть «Черный монах» снискала славу одного из самых загадочных его произведений. Споры в литературной критике по поводу этой чеховской вещи продолжаются до сих пор, причем не только относительно ее художественных достоинств, но и степени автобиографичности.
В 1894 году в глубине сада был построен флигель, предназначенный для многочисленных гостей. В последние годы мелиховского периода жизни он стал местом уединения Чехова, его творческой лабораторией. Здесь были написаны «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В этом флигеле была создана «Чайка», пьеса, с которой началась чеховская драматургия. В основе любовной интриги «Чайки» оказались амурные похождения Исаака Левитана.

Работу над пьесой Чехов закончил в марте 1896 года. Премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра в Петербурге. Присутствовавший на премьере Суворин в своем дневнике отметил, что пьеса не имела успеха, публика разговаривала, скучала, а Чехов был удручен. Автор пьесы незамеченным исчез из театра и пришел к Суворину в 2 часа ночи. На вопрос Суворина: «Где вы были?» - ответил: «Я ходил по улицам, сидел. Не мог же я плюнуть на это представление. Если я проживу еще 700 лет, то и тогда не отдам на театр ни одной пьесы. В этой области мне неудача». На другой день Чехов уехал из Петербурга. 22 октября уже из Мелихова Чехов написал Суворину: «Самолюбие мое было уязвлено, но ведь это не с неба свалилось; я ожидал неуспеха и уже был подготовлен к нему, о чем и предупреждал вас с полною искренностью».

Исследователи чеховской драматургии сходятся во мнении, что неуспех «Чайки» заключался в неудачной постановке… Публика явилась на бенефис комической актрисы, а вместо этого попала на пьесу Чехова – отсюда и неуспех. Драматический язык Чехова был не только нов – он был сложен. Его трудно было понять и принять сразу и целиком.
Даже положительная критика конца 90-х годов не смогла увидеть в этом сложном для первых зрителей художественном языке качественно новые литературные черты.

21 июня 1898 года в Москве произошло событие, имевшее большое значение для чеховской драматургии: К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко договорились об открытии Московского Художественного театра. Пройдет совсем немного времени и судьбы Чехова и МХАТа окажутся тесно переплетенными. Лето 1898 года – последнее мелиховское лето Чехова. Врачи рекомендовали ему перебраться на юг, к морю и 14 сентября он отбыл в Крым. Мелихово осталось в прошлом, но мелиховские впечатления отразились во многих чеховских произведениях: «Мужики», «На подводе» - оба в 1898 году, «Новая дача» - 1898 год. В 1900 году Чехов пишет рассказ «В овраге», в котором также будут угадываться мелиховские пейзажи.
Осенью 1898 года умер отец Чехова. После смерти его Чехов писал, что «выскочила главная шестеренка из мелиховского механизма, и мне кажется, что для матери и сестры жизнь в Мелихово потеряла всякую прелесть».

…Парадокс времени и места: Чехов в Ялте, МХАТ в Москве. Но именно в это время начинается плодотворное сотрудничество Чехова с художественным театром. После провала «Чайки» в Петербурге А.П.Чехов не давал согласия на постановку этой пьесы в других театрах. Немирович-Данченко обратился к нему с письмом, убеждая его разрешить вновь организованному Художественному театру поставить «Чайку». Чехов внимательно следил за работой над пьесой, приезжал в Москву знакомиться с артистами МХАТа. В один из приездов он впервые увидел Ольгу Леонардовну Книппер на репетициях «Чайки» (в роли Аркадиной).

17 декабря 1898 года состоялось первое представление «Чайки» на сцене МХАТа. После спектакля публика устроила бурную овацию. Чехову в Ялту была отправлена коллективная телеграмма. Свои поздравления по поводу грандиозного успеха шлют Чехову Левитан, Шаляпин, Щепкина-Куперник и др. Сколь раздражительны, недоуменны и грубы были рецензии на александринскую постановку 1896 года, столь благожелательны были они 2 года спустя.

«Мелиховский период» жизни писателя подходил к концу. Просветительская работа Чехова в Серпуховском уезде была высоко оценена его современниками. Предводитель дворянства Рюмин представил Чехова к высокой награде – ордену Станислава 3 степени.
17 января 1900 года в Ялту пришло известие о том, что А.П.Чехова избрали почетным академиком Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. Избрание состоялось 8 января. Однако это членство продолжалось недолго. В августе 1902 года он, как и В.Г.Короленко, послал заявление о выходе из состава почетных академиков в знак протеста против объявления недействительным избрания академиком М.Горького.

В июле 1900 года в Ялту приехала О.Л. Книппер. Этот месяц стал решающим в их отношениях. Однако венчание произошло почти через год. На церемонии присутствовали только необходимые свидетели. Мотивы, побудившие Чехова заключить этот брак, до конца не прояснены. Родные Чехова были сильно обеспокоены его женитьбой. В жизни Чехова практически ничего не изменилось: Книппер жила в Москве, он – в Ялте. Чехов оказался в положении женатого человека без жены. Переписка была, семьи не было. Известно 433 письма и телеграммы Чехова к Ольге Книппер и более 400 ее писем к Чехову. Их переписка – это ценнейший источник сведений о последних годах жизни писателя.

Зимой 1901-02 года в Гаспре недалеко от Ялты, жил Л.Н.Толстой. Чехов часто бывал у него, много говорил с великим писателем. В разное время в Ялте Чехова посещают Бунин, Горький, Короленко, Шаляпин, Рахманинов…
Творческий процесс в Ялте шел медленно и мучительно: в день выходило по нескольку строчек. Небольшой рассказ «Невеста» писался без перерывов почти 3 месяца.

В эти годы Чехов еще более сближается с Художественным театром. По просьбе Немировича-Данченко в театр отдан «Дядя Ваня». Специально для МХАТа Чехов написал «Три сестры». Премьера состоялась в январе 1901 года. Вскоре спектакль был сыгран на гастролях в Петербурге. Молодежь с восторгом приняла новую пьесу Чехова. За эту пьесу в 1902 году Общество русских драматических писателей и оперных композиторов присудило Чехову грибоедовскую премию. В марте 1903 года Чехов начинает работу над «Вишневым садом». Новая пьеса была сыграна в новом здании Художественного театра.

К лету здоровье Чехова резко ухудшилось. В начале июня он вместе с женой покидает Россию, на заграничном курорте Баденвейлере он почувствовал себя лучше, даже строил планы поездки в Италию. Но вскоре состояние здоровья резко ухудшилось и 2 июля 1904 года в Германии А.П.Чехов умер. Организацию похорон Чехова взяла на себя редакция «Русской мысли».
Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением.

Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад»

Чехов писал печальные книги для веселых людей.
В. В. Набоков

«Вишневый сад» — удивительное произведение русской литературы. Его создавал смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода. Он говорил миру: «Прости...» Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: «...прощай!.. Прощай!»
В своей последней пьесе Чехов обратился к сюжету, уже разработанному им в незаконченной юношеской пьесе «Безотцовщина». «Тю-тю имение!» — легкомысленно произносит Анна Петровна Войницева, когда узнает о его продаже на торгах.
Поэтическое эхо первой пьесы отозвалось в «Вишневом саде». Внешний сюжет пьесы — продажа с аукциона имения, «прекраснее которого нет на свете» (Лопахин).

В дочеховской драме герои сопротивлялись обстоятельствам, отстаивали свои позиции, и это составляло главную пружину в движении драматического действия.
Иной сюжетный рисунок мы видим у Чехова. О продаже имения 22 августа герои говорят уже в первом акте. Завязка обозначена, но развитие действия отсутствует. Предлагаются различные пути разрешения проблемы. Один — прагматический: «...снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...», а землю сдать в аренду дачникам. Этот практический «выход», предложенный Лопахиным, сразу же отвергается как пошлый.

Другой вариант спасения имеет иллюзорный характер. Он изложен Гаевым и кажется беспечным самоутешением.
Во втором действии сюжетная коллизия будущих торгов как бы замедляется. О судьбе вишневого сада, кажется, помнит один Лопахин, который призывает и уговаривает Раневскую: «Надо окончательно решить, — время не ждет... <...> Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!» Но его никто не слышит или не хочет слышать. Сюжет не развивается как действие персонажей. Действующие лица в пьесе Чехова главным образом «философствуют». И все же мы ощущаем драматическую напряженность того, что не происходит. Событие нависает, подобно грозовой туче. Ожидание того, что должно уже совсем скоро случиться, становится внутренним (психологическим) двигателем сюжета.

Гроза разразилась в третьем действии, но за сценой. Аукцион происходит в городе. В имении Гаева в это же время — «было некстати». Это кульминационное действие в развитии сюжета. Вишневый сад продан, его новый хозяин — Ермолай Лопахин. И в этой сцене мы не увидим открытой борьбы или хотя бы несогласия между персонажами. Гаев машет рукой в ответ на вопросы сестры, плачет, но, услышав стук шаров в бильярдной, мгновенно успокаивается. Варя бросает связку ключей. Раневская плачет, а Аня ее утешает: «...вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди. <...> Мы насадим новый сад, роскошнее этого...» Кульминация внешнего действия совпадает с развязкой.

В четвертом действии герои прощаются с домом, забывая в суете старого слугу Фирса. И этот финал можно рассматривать как кульминацию в развитии психологического сюжета непонимания людьми друг друга иих бесконечного одиночества в мире. «Забыли» способ сушения вишни (первое действие) — забыли человеческую душу (четвертое действие). А значит, что-то потеряли, не успели совершить. Но ведь «время не ждет», не раз повторял Лопахин. И с ним трудно не согласиться. Герои Чехова оказываются конфликтны времени, которое они безжалостно теряют или проматывают, как и свой дом.

Обращает на себя внимание еще одна особенность сюжетного построения чеховской пьесы. Сюжет продажи имения строится на постоянной перекличке с микросюжетами, которые отражаются в нем и придают пьесе полифоническое звучание.
В I действии из реплики Ани мы узнаем, что Раневская «дачу свою около Ментоны... уже продала, у нее ничего не осталось, ничего». Во II действии сама Раневская уточняет эту ситуацию из своего недавнего прошлого: «...дачу продали за долги». Повторение этого печального «опыта» ожидает героиню и в недалеком будущем. Собственно, им предвосхищается кульминация третьего действия.

Можно обнаружить еще одну сюжетную параллель. В III действии в момент ожидания известий из города в усадьбе Гаева бездомная Шарлотта показывает фокусы. Они нелепы, но в то же время и трагичны. В них просвечивает угрожающее всем предупреждение — роковой аукцион! После фокуса с пледом Шарлотта кричит: «Конец!» — и убегает, сделав реверанс!, Раневская в отчаянии вторит: «Ведь уже все кончено там, имение продано...» Так перекликаются большой и малый аукционы, рифмуются сюжет и микросюжет. Фокусы Шарлотты параллельны тем фокусам, которые творят с героями «Вишневого сада» жизнь. Как будто падает тень: от бездомной Шарлотты к бывшим хозяевам вишневого сада, которые, в сущности, тоже бездомны.

С внешним сюжетом о продаже имения перекликается микросюжет о заложенном под проценты имении Симеонова-Пищика. Он имеет в пьесе счастливую развязку: появились англичане, «нашли в земле какую-то белую глину» и... имение спасено. Но счастлив ли этот персонаж, которому улыбнулась фортуна? Отнюдь... В прощальном монологе он произносит: «...всему на этом свете бывает конец...»
Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И все происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит вам Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Литературная игра по творчеству А. П. Чехова

В игре участвуют две команды.
1-й ведущий. Сегодня на нашей сцене происходит необычное событие: две команды учеников десятого класса будут бороться за право называться лучшим знатоком творчества Антона Павловича Чехова!
2-й ведущий. А беспристрастными судьями этого соревнования будет уважаемое жюри, которое мы просим пройти за судейский стол (ведущий представляет членов жюри).
1-й ведущий. Приглашаем на сцену доблестную команду знатоков (название команды). Капитан команды...
2-й ведущий. На сцену поднимается не менее доблестная команда (название команды), во главе которой капитан...
1-й ведущий. Объявляется первый конкурс — «Разминка». Вам, уважаемые участники нашей литературной игры, предлагается узнать чеховского персонажа по фрагменту текста.
2-й ведущий. Вопрос первой команде:
«Я вчера приходил беспокоить ваше-ство не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» (Чиновник Червяков, «Смерть чиновника».)
1-й ведущий. Вопрос второй команде:
«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...» (Порфирий, «Толстый и тонкий».)
2-й ведущий. Вопрос первой команде:
«Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай ей Бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: Бога боюсь, пост...» (Дьячок Вонмигласов, «Хирургия».)
1-й ведущий. Вопрос второй команде:
«Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... Насчет дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек работающий... Работа у меня мелкая». (Золотых дел мастер Хрюкин, «Хамелеон».)
2-й ведущий. Надеюсь, члены жюри сумели по достоинству оценить знание чеховских текстов, продемонстрированное участниками команд. А сейчас переходим к очередному конкурсу, который мы условно назвали «Визитная карточка». Команды получили домашнее задание: найти два (три) предмета, которые, подобно визитной карточке, смогли бы достойно представить их владельцев — героев чеховских рассказов. Итак, просим команды обменяться «визитными карточками».
(Идет конкурс «Визитная карточка», в ходе которого участники соревнующихся команд обмениваются выбранными предметами, а соперники определяют их владельца. Это могут быть: зонтик Беликов «Человек в футляре»; калоши Беликов, «Человек в футляре»; ножичек в футляре — Беликов, «Человек в футляре»; металлический аршин Яков Бронза, «Скрипка Ротшильда»; скрипка — Яков Бронза, «Скрипка Ротшильда»; решето с крыжовником — городовой Елдырин, «Хамелеон»; крупные гайки Денис Григорьев, «Злоумышленник»; бильярдный шар Гаев, «Вишневый сад»; тарелка крыжовника — Чимша-Гималайский, «Крыжовник».)
1-й ведущий. Мы благодарим команды за оригинальные вопросы и не менее оригинальные ответы. Переходим к следующему конкурсу: «Узнай меня». Прошу выйти на сцену представителей команд. Им вручаются карточки, на которых написав текст, составленный из отрывков разных произведений А. П. Чехова. Участникам игры необходимо выяснить, фрагменты каких произведений составляют этот текст.
2-й ведущий. Пока участники вашей игры восстанавливают деформированный текст, попросим жюри подвести итоги первого конкурса «Разминка».
Жюри. (Подводит итоги «Разминки».)
1-й ведущий: На сцену приглашаются капитаны команд. Для проверки их эрудиции мы подготовили два конкурса. На первом этапе капитанам предлагается перечислить возможно большее количество произведений А. П. Чехова, в названии которых присутствуют какие-либо предметы (например, «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник», «Человек в футляре» и т. д.).
2-й ведущий. Уважаемые капитаны, перечислите произведения А. П. Чехова, в названии которых присутствуют имена собственные («Унтер Пришибеев», «Ванька», «Агафья», «Гусев», «Каштанка» и т. д.).
Жюри. Несомненным победителем конкурса капитанов стал...
1-й ведущий. Я вижу, что команды готовы представить нам исправленный текст. Приглашаем представителей команд.
Идет конкурс «Узнай меня». Возможные варианты деформированного текста:
1. Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простотой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам («Ионыч»).
Ему казалось, что он достаточно научен горьким опытом, чтобы называть их как угодно, но все же без «низшей расы» он не мог бы прожить и двух дней. В обществе мужчин ему было скучно, не по себе, с ними он был не разговорчив, холоден, но когда находился среди женщин, то чувствовал себя свободно и знал, о чем говорить с ними и как держать себя («Дама с собачкой»).
И то, что они сидели в гостиной, где все — и люстра в чехле, и кресла, и ковры под ногами — говорило, что здесь когда-то ходили, сидели, пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, — это было лучше всяких рассказов («Крыжовник»).
2. Все, что он создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью  окрепнет  его  редкий  талант,  будет  поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе. О тенях, вечерних тонах, о лунном блеске он говорит как-то особенно, своим языком, так, что невольно чувствуется обаяние его власти над природой («Попрыгунья»).
Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбуждал в ней настоящее, глубокое чувство. Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого («Душечка»).
Она засмеялась. Потом оба продолжали есть молча, как незнакомые; но после обеда пошли рядом — и начался шутливый, легкий разговор людей свободных, довольных, которым все равно, куда бы ни идти, о чем ни говорить. Они гуляли и говорили о том, как странно освещено море; вода была сиреневого цвета, такого мягкого и теплого, и по небу от луны шла золотая полоса («Дама с собачкой»).
3. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?» («Ионыч»).
Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом («Человек в футляре»).
Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он все читал объявления в газетах и копил. Потом... женился. Все с тою же целью, чтобы купить себе усадьбу... («Крыжовник»).
4. Мне нужно говорить с кем-нибудь, а жена меня не понимает, сестер я боюсь почему-то, боюсь, что они засмеют меня, застыдят... Я не пью, трактиров не люблю, но с каким удовольствием я посидел бы теперь в Москве у Тестова или в Большом Московском («Три сестры»).
Это началось с того вечера, когда так глупо провалилась моя пьеса. Женщины не прощают неуспеха. Я все сжег, все до последнего клочка. Если бы вы знали, как я несчастлив («Чайка»).
Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами («Вишневый сад»).
2-й ведущий. Я вижу, жюри готово ознакомить нас с результатами конкурса «Визитная карточка»!
Жюри. (Подводит итога второго конкурса.)
1-й ведущий. Заключительный конкурс мы назвали «Литературная импровизация». Участники игры получают карточки с именами двух (трех) персонажей из какого-то чеховского произведения. За пять минут команда должна подготовиться и представить этих персонажей в любой форме (в качестве вариантов представления предлагаем пантомиму, монолог, диалог...), а соперники должны узнать этих персонажей.
2-й ведущий. Пока команды готовят «Литературные импровизации», мы проведем блиц-конкурс со зрителями:

  1.  Самое первое путешествие Чехова?
  2.  Самое длинное путешествие Чехова?
  3.  Первое напечатанное произведение Чехова?
  4.  Первый сборник рассказов?
  5.  Какое учебное заведение и по какой специальности окончил Чехов?
  6.  В каких произведениях Чехова отразилось его знание медицины?
  7.  Во время жизни в Мелихово Чехов принимал участие в важном государственном мероприятии. Что это было?
  8.  Где Чехов писал пьесу «Чайка»?
  9.  Как называлась последняя пьеса Чехова?
  10. С каким театром связана драматургическая деятельность писателя?

1-й ведущий. Я вижу, что участники нашей игры еще не готовы представить свои работы на суд почтенной публики, а посему прошу жюри ознакомить нас с результатами конкурса «Узнай меня».
Жюри. (Подводит итоги третьего конкурса.)
2-й ведущий. Приглашаем участников «Литературной импровизации» на сцену!
(Идет конкурс «Литературная импровизация», в ходе которого участники игры представляют чеховских персонажей. В качестве героев чеховских произведений могут быть использованы образы Очумелова «Хамелеон», чиновник Червяков — «Смерть чиновника», Порфирий и Михаил — «Толстый и тонкий», дьячок Вонмигласав — «Хирургия», миллионер Пятигоров — «Маска». Денис Григорьев — «Злоумышленник», Ванька Жуков «Ванька», Иван Великопольский -— «Студент», учитель Беликов «Человек в футляре», Гаев — «Вишневый сад». Фирс — «Вишневый сад» и т. д.)
1-й ведущий. Вот и подошла к концу ваша литературная игра. Нам было бы интересно узнать мнение зрителей об участниках соревнования, об игре в целом.
1-й зритель. (Рассказывает о своих впечатлениях.)
2-й зритель. (Рассказывает о своих впечатлениях.)
2-й ведущий. Для окончательного подведения итогов нашей литературной игры я приглашаю на сцену председателя жюри!
Жюри. (Подводит итоги конкурса «Литературная импровизация» и всей игры в целом.)
1-й ведущий. Команда-победитель приглашается для вручения памятного приза!
(Вручение призов.)

А.П.Чехов в иллюстрациях художников

  • Chehov004"Три года".
  • Chehov007"Дама с собачкой".
  • Chehov006"Человек в футляре".
  • Chehov001"Егерь".
  • Chehov002"Свирель".
  • Chehov003"Унтер Пришибеев".
  • Chehov009"Лошадиная фамилия".
  • Chehov010"Невеста".
  • Chehov011"Ванька".
  • Chehov012"Каштанка".
  • Chehov013"Анна на шее".
  • Chehov005"Дом с мезонином".
  • Chehov008"Невеста".

Фотоальбом о жизни А.П. Чехова

  • Chehov01Портрет А.П. Чехова работы художника Н.П. Ульянова
  • Chehov02Памятник А.П. Чехову в Таганроге. Скульптор И.М. Рукавишников
  • Chehov05А.П. Чехов. 1901 г. Фотография Ф. Опитца
  • Chehov07Письменный стол в кабинете ялтинского дома
  • Chehov08Памятник Чехову в Ялте
  • Chehov03Дом на Садово-Кудринской в Москве, где в конце 80-х гг. XIX века жила семья Чеховых
  • Chehov04Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке
  • Chehov06Уголок столовой в ялтинском доме
  • Chehov09Дом в Таганроге, где 29 января 1860 г. родился А.П. Чехов. Рисунок С.М. и С.С. Чеховых
  • Chehov10А.П. Чехов в кругу семьи (стоит второй слева). 1874 г.
  • Chehov11П.М. Свободин, В.П. Давыдов, А.П. Чехов и А.С. Суворин
  • Chehov12А.П. Чехов 1892 г.
  • Chehov16К.С. Станиславский (Тригорин) и М.Л. Роксанова (Нина Заречная) в пьесе А.П. Чехова "Чайка"
  • Chehov19К.С. Станиславский (Вершинин) в пьесе А.П. Чехова "Три сестры"
  • Chehov22А.П. Чехов с женой О.Л. Книппер-Чеховой. 1901 г.
  • Chehov13Остров Сахалин. Одно из бывших тюремных зданий в городе Александровске. Рисунок С.М. и С.С. Чеховых
  • Chehov14Дом А.П. Чехова в Мелихове, ныне Государственный музей-заповедник
  • Chehov15А.П. Чехов с артистами Московского Художественного театра
  • Chehov17Школа в Мелихове, построенная на средства А.П. Чехова. Рисунок С.М. и С.С. Чеховых
  • Chehov18К.С. Станиславский (Астров) и М.П. Лилина (Соня) в пьесе А.П. Чехова "Дядя Ваня"
  • Chehov23А.П. Чехов и М. Горький в Ялте
  • Chehov24А.П. Чехов и Л.Н. Толстой в Гаспре. 1901 г.
  • Chehov25А.П. Чехов с семьей в Ялте. 1902 г. (Е.Я. Чехова, М.П. Чехова, О.Л. Книппер-Чехова)
  • Chehov26А.П. Чехов на прогулке в Ялте с собаками Тузиком и Каштаном. 1904 г.
  • Chehov27Портрет А.П. Чехова работы художника Н.Панова. 1903 г.
  • Chehov20Дом А.П. Чехова в Ялте
  • Chehov21А.П. Чехов в своем кабинете в Ялте 1900 г.

 

© 2024. "В помощь молодому педагогу". Сайт Красовской Л.О.